Друзья Н2О: рассказ новичка о первом яхтенном чартере в Греции

 

Лариса Коваленко

 

 

В публикации Ларисы Коваленко, выпускницы яхтенной школы «Центра подготовки квалифицированных яхтсменов» (г. Киев, руководитель Центра – яхтенный капитан Григорий Григорьевич Голембиевский) описаны личные впечатления автора о чартере в Турции флотилии яхт,  который состоялся с 15 по 21 октября 2011 года.

 

 

Морской простор и неба синева…

 

                                                                     Да, я – моряк!  Искатель островов,

                                                                         Скиталец дерзкий в неоглядном море.

                                                                     Я жажду новых стран, иных цветов.

                                                                             Наречий странных, чуждых плоскогорий…

                                                                                                                                                              Валерий Брюсов


 

Наш самолет летел на высоте 11 тысяч метров. Утомленные бессонной ночью, пассажиры дремали в креслах. Приглушенный свет, легкий гул моторов, неспешные движения стюардесс… Тепло, разливающееся по всему телу. Оглядываюсь вокруг: в полусумраке салона – настоящее сонное царство, все спокойны, и только плачет грудной ребёнок на руках у юной матери. Кажется, только я и этот младенец не спим – тревога не оставляет нас: под нами 11 тысяч метров! Смотрю в окно: предутренняя тревожная мгла, серые плотные облака… Воздушная яма, самолет начинает трясти, мы падаем вниз… Вновь выравниваемся. Беспокойство в душе нарастает! Мысленно обращаюсь  с молитвой к Создателю. И вдруг, о чудо: на пике страха –  яркий свет от алого диска восходящего солнца, попадая в окна иллюминаторов с левой восточной стороны, преображает всё вокруг: плачущий ребёнок успокаивается, пассажиры просыпаются и начинают гулять по салону, кто-то решает позавтракать.  В окна иллюминаторов уже видны  горы  и такое маленькое с высоты 11 тысяч метров Средиземное море – «как жемчужное зерцало, сирень с отливом млечно-золотым». А вокруг на много сот километров - «даль необъятная вся серебристым сияньем горит».

 

А я, вспоминая вчерашний промозглый, ветреный день в Киеве, утомительное ночное бдение в аэропорту и предыдущую бессонную ночь в поезде Симферополь – Киев, знаю уже совершенно точно:  наступивший день  перевернет всю мою предшествующую  жизнь, и это начало нового этапа в моей жизни. А в голове крутятся строки Николая Гумилёва, поэта, романтика и отчаянного путешественника:

       Вот и я выхожу из дома

                 Повстречаться с иной судьбой,

                 Целый мир, чужой и знакомый,

           Породниться готов со мной:

      Берегов изгибы, изломы,

       И вода, и ветер морской…


 

 

Вскоре мы благополучно приземлились в красивейшем аэропорту Турции – Анталии. В момент приземления пассажиры благодарно  зааплодировали экипажу – такая чудесная  традиция! 

 

Итак, мы в Турции. Только в автобусе мы, наконец,  увидели всех членов нашей замечательной флотилии – более 40 человек: шумная и веселая молодежь, уверенные бывалые яхтсмены со стажем, романтики и мечтатели. Собрал эту необыкновенную команду наш Командор, Григорий Григорьевич Голембиевский, личность, безусловно, неординарная: талантливый организатор, отважный и опытный яхтсмен, замечательный человек – настоящий друг, наставник  и Учитель.

     

Из Анталии наш путь лежал в старинный  город  Гёчек.  Как удивительно похожи горные  ландшафты южной Турции  и нашего родного  Крыма!  Наверное, не случайно  сходство отразилось и  в названии:  Таврские горы в Турции и старинное название Крыма – Таврида.

 

Через несколько часов пути мы в Гёчеке. Еще несколько лет назад он был ничем не примечательным типичным  рыбацким посёлком. Сейчас это один из популярнейших у яхтсменов прибрежных средиземноморских городов, расположенный в глубине большого залива Фетие. Уютный, чистый, миниатюрный.

 

В маринах Гёчека, оборудованных по последнему слову техники, расположены офисы  всех ведущих чартерных компаний Турции. Яхт-клубы Гёчека традиционно  принимают участие в организации парусных регат на территории залива, проводят курсы по обучению яхтенному  делу, в том числе юных яхтсменов. Марина, в которой  наша флотилия брала яхты, была сказочно великолепна, особенно на рассвете, когда зеркальная гладь бирюзовой воды  отражала мачты десятков белоснежных  яхт, сонно застывших у причалов. Уходить из неё не хотелось, но мы знали, что через несколько дней вернемся сюда вновь.


 

 

 

После завтрака наша флотилия покинула гостеприимный Гёчек. Курс лежал на остров Гемилер, где, как повествует легенда,  проповедовал  Святой Николай. Был свежий ветер, и Командор подал сигнал к началу гонок. Экипаж  нашей элегантной красавицы яхты подобрался отличный:  отважный капитан Максим, старпом  и дайвер Александр, энергичный штурман Сергей, шкотовые – знаток всех днепровских мелей Владимир, защитница чистоты русского языка Лариса, гуманист-вегетарианец Юрий, азартный рыболов и талантливый фотограф Виталий, неутомимая путешественница Наталья. Команда наша оказалась дружной и выносливой, во многом благодаря опыту и дипломатичности капитана. В той гонке, слаженно действуя, мы показали отличный результат: пришли вторыми, вслед за командорской яхтой! Для тех, кто впервые оказался на яхте, это была истинная победа!

 

 Наша команда перед стартом

 

 

Остров Гемилер стал для нас настоящим подарком! Там наша флотилия стала на якорную стоянку. Пришвартоваться помогал сам Командор (он всегда был готов прийти на помощь и в других ситуациях).  Свободное время мы с восторгом посвятили купанию – температура воды была +27! (это в октябре-то!). Прозрачная, чистая, удивительно синяя вода, с видимостью до 20 метров! Александр в маске и ластах обследовал  акваторию и морское  дно. Увлекательной оказалась и наша высадка на остров: везде видны были останки разрушенных столетиями крепостных строений, а на вершину вела длинная крытая галерея. Разрушенная церковь, где чудом сохранились старинные фрески. Одинокий маяк. А сверху открывались  удивительные по красоте виды на многочисленные рядом стоящие острова!    


                                    Так вот оно, море!.. Горит бирюзой,

                                    Жемчужною пеной сверкает! –


эти строки поэта Надсона написаны как будто об этом благословенном месте.

 

Ночь выдалась беспокойной: начался сильный дождь, усилился ветер. Соседнюю яхту постоянно подваливало к нам, и вахтенные наши не сомкнули глаз, боясь, что может сорвать якорь.  Утром рано отшвартовались, и флотилия двинулась в сторону города Каша. Переход оказался непростым для тех, у кого был мало тренированный вестибулярный аппарат, хотя шторма не было, только качка.  В подобной ситуации нужно запомнить главное и неукоснительно выполнять: не стоит много  есть во время перехода  (а лучше вообще воздержаться от приема пищи), постоянно находиться на палубе, лучше ближе к корме, смотреть вдаль, а еще лучше -  занять себя полезным делом.

 

 

 

 

В Каше мы  остались на две ночёвки: прогноз погоды был неблагоприятный. Но и, оставаясь на борту яхты в марине, мы великолепно провели время: осмотрели город и побывали на автобусной экскурсии в Мире.

 

Удивительный город Каш! Маленький (население его составляет чуть более 5 тысяч), будто игрушечный, чистый, нарядный. Это одна из самых красивых гаваней средиземноморского побережья Турции! Основан в 4 в до н.э.  (древнее его название  Антифеллос). В нем колоритные узкие мощеные улочки, утопающие в зелени; цветущие южные деревья; кактусы, выше человеческого роста; тихие уютные кафе и  многочисленные магазинчики сувениров; улыбчивое и доброжелательное местное население.

 

Экскурсия в древний город  Миру, основанный  в 5 в. до н.э. оказалась тоже необычайно интересной!  Особенно впечатлили вырубленные в скалах гробницы древних ликийцев и античный амфитеатр. И, безусловно, не оставило равнодушными нас посещение церкви Святого  Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Великий христианский святой творил на этой земле благие дела и  был погребен здесь после своей кончины в соборной церкви.

 


 

 

 

Утром следующего дня флотилия пошла в Калкан.  Было полнейшее безветрие. Это обстоятельство более всего удручало штурмана Сергея, который настроился в тот день непременно походить под парусом, и в гонке быть первым, самым первым. Кэп Макс от огорчения постоянно курил трубку, аромат табака, видимо, его успокаивал. Для истинного яхтсмена ходить под мотором  - банально и пошло, так может каждый! Поэтому  штурвал передали начинающим яхтсменам -  Ларисе и Наталье, пользоваться автопилотом мы тоже сочли в данной ситуации неуместным.


Нет ничего более прекрасного  для новичка, влюбленного в море,  чем управлять яхтой, пусть даже под мотором!  Свобода! Простор! Скорость! Ветер в лицо!  Как сочувствовала я в эти мгновения, как искренне жалела тех, кто, сидя в своих кабинетах, упиваются своей значимостью, делают вид, что выполняют в-ааа-жную работу и… не осознают  своей  ограниченности! Не догадываются, что где-то может быть другая, свободная и яркая жизнь!

 



 

В Калкан мы пришли уже после захода солнца и швартовались в полной темноте. Наша яхта там оказалась первой, даже раньше командорской. До сих пор не могу понять, как это получилось, потому что все время  другие яхты были впереди нас.  В этой бухте еще никто из нашей флотилии ранее не бывал.


Только с третьей попытки удалось бросить якорь и сделать швартовую растяжку, так как из-за темноты невозможно было определить расстояние до берега, а эхолот показывал глубину 90 сантиметров! Конечно, мы рисковали, но мы победили! Наши ребята – молодцы - помогли пришвартоваться всем остальным яхтам!  Взаимовыручка – вот вам еще одно преимущество хождения во флотилии.


Утром после любимого всеми в английском стиле завтрака мы отправились в обратный путь. Путешествие подходило, увы, к неизбежному концу: в середине дня пришли на последнюю якорную стоянку - в прелестную со всех сторон закрытую бухту, недалеко от Гёчека. В этой акватории было много других бухт и бухточек, скрытых со стороны моря; наверное, в них во времена оны надёжно прятались морские разбойники. Здесь мы провели остаток дня и ночь. Купались, ловили рыбу, исследовали окрестности ближних островков, любовались замечательными по красоте ландшафтами – чувствовали себя совершенно счастливыми! Разве может быть иначе в месте, похожем на Эдем?!

 


 

 

На одном из островков, куда мы добрались на шлюпке, обследуя останки средневековой крепости, мы обнаружили многочисленное семейство редкой заячьей породы – зайцев-альбиносов. Они были совершенно ручными, по-детски доверчивыми, подбегали к нам знакомиться и фотографироваться. Мы-было хищнически переглянулись, мечтая о жарком из зайчатины, но славянская наша загадочная душа не позволила свершить акт вандализма. Ужинать  отправились  в типичный морской ресторанчик в двадцати метрах от нашей стоянки, прямо на воде. Хозяин переправил на лодке всех желающих. Гостеприимно угощал всю нашу многочисленную компанию.  Долма, кебаб, донер, «львиное молоко» (разбавленная анисовая водка), пахлава – вся средиземноморская турецкая экзотика. А для вахтенных, что остались на яхте, хозяин таверны любезно передал небольшое угощение!

 

На следующий день мы уже к обеду пришли в Гёчек. Вновь бродили знакомыми тихими улочками, утопающими в зелени, покупали сувениры для родных и друзей, любовались заходом солнца и отражениями ярких разноцветных огней марины в воде. А  вечером был прощальный ужин, сдобренный яркими воспоминаниями о «лазурном путешествии», обмен адресами, фотографиями, затем недолгие сборы и короткий сон. В три часа ночи нас ждал автобус на Анталию.  Аэропорт. Вновь полет  на высоте 11 тысяч метров! Увы, всё когда-то заканчивается…

 


 

 

 

Я светло грущу, мысленно прощаясь с турецкими дальними берегами, ставшими такими родными и дорогими. Впереди меня ждет  туманная крымская зима, типичные для этого времени года шторма…  Будем ездить на работу, по воскресеньям ходить в горы, кататься на лыжах, читать по вечерам любимые книги и смотреть видео – заживем привычной жизнью. Но тот, кто хотя бы раз поймал ветер в парусах, держал штурвал и почувствовал совершенную свободу, тот никогда уже не останется прежним и  стремиться  будет  отныне  всегда к  свежему ветру, к простору, к дальним чужим берегам.

…Как, Господи, благодарить

Тебя за всё, что в мире этом

Ты дал мне видеть и любить

                 В морскую ночь, под звездным светом.

Новости

2013-01-16 00:00
Старт новой регаты Н2О: Ионические острова Греции

2012-12-30 00:00
С Новым Годом всех друзей Н2О!

2012-11-13 00:00
$545 Авиа билеты в Палермо

2012-11-09 00:00
Яхтенный чартер по Сицилии, май 2013 - открыта регистрация

2012-10-30 00:00
Сицилия Май 2013 - статус подготовки

2012-09-10 00:00
Дорийская регата Н2О прошла успешно!

2012-08-14 00:00
Премьера года! Фильм о майском путешествии H2O по Кикладским островам готов!